В борьбе с бездорожьем первостепенное значение имеют навыки внедорожной езды и опыт экипажа, но и подготовка автомобиля занимает далеко не последнее место. В этой статье мы рассмотрим полный спектр подготовки автомобиля «от» и «до».Силовой обвес и дополнительная светотехника.
При движении по бездорожью зачастую приходится идти напролом, и здесь очень важен правильный обвес кузова.
Силовые бампера изготавливаются из прочного материала и способны противостоять серьезным препятствиям. Помимо этого, их конструкция выполнена таким образом, что свесы автомобиля значительно уменьшаются. Обычно такие бампера имеют собственные буксировочные проушины, площадку для установки лебедки и кронштейны под дополнительную светотехнику. Экспедиционный верхний багажник изготавливается из толстостенных труб и имеет высокую грузоподъемность. И обычно на нем устанавливаются кронштейны для крепления запасного колеса, хайджека, канистр, шанцевого инструмента и дополнительного света.
Для защиты лобового стекла от веток между кенгурином бампера и верхним багажником натягиваются металлические троса – леера.
Для того, чтобы пороги кузова не пострадали от бревен и кочек под ними устанавливаются дополнительные пороги, обычно изготавливаемые из толстостенных труб. Иногда на задней двери устанавливается лестница, облегчающая доступ на верхний багажник и одновременно служащая дополнительной защитой двери.
Довершает силовой обвес защита поддона картера двигателя и поддона КПП.
На бампера и верхний багажник устанавливается дополнительная светотехника, необходимая при движении по бездорожью в темное время суток.
Также на задний бампер возможна установка калитки для запасного колеса и грузового фаркопа для облегчения процедуры крепления буксировочного троса.
При установке колес большей размерности на арки крыльев монтируются расширители, препятствующие попаданию грязи на боковины кузова и стекла.
Подвеска.
Для увеличения ходов подвески и поперечного клиренса в подвеску автомобиля интегрируется специальный лифт-комплект.
А для улучшения управляемости и общих характеристик подбираются амортизаторы двухстороннего действия, иногда устанавливается дополнительный комплект.
Трансмиссия.
Муфты включения переднего моста (при part-time) заменяются на усиленные с ручным включением. В мосты устанавливаются автоматические, либо принудительные межколесные блокировки.
Иногда главные пары мостов меняются на другие, с большим передаточным отношением.
Колеса.
Для езды по бездорожью на машину устанавливаются колеса большой размерности с грязевым рисунком протектора.
Для того, чтобы покрышки при работе на низком давлении не разбортировались, они устанавливаются на колесные диски с бедлоками (beadlock), где шина не бортируется внутрь диска, а притягивается к нему снаружи. Для того, чтобы колеса большего размера уместились на автомобиле, иногда помимо лифта подвески производится лифт кузова.
Рулевое управление.
Для сглаживания ударов на руле на рулевую трапецию устанавливается демпфер.
Для повышения надежности на автомобиль иногда устанавливаются усиленные рулевые наконечники либо защита тяг.
Стационарные лебедки.
Лебедки, стационарно устанавливаемые на автомобиль, существуют трех типов:
Электрическая - приводиться в действие электромотором. Питается от бортовой сети автомобиля;
Гидравлическая - приводиться в действие за счет масляного насоса гидроусилителя рулевого управления.;
Механическая - приводиться в действие двигателем автомобиля с помощью коробки отбора мощности (КОМ).
Все они служат одной цели – извлечь застрявший автомобиль. Единственная лебедка устанавливается впереди. Две лебедки ставятся соответственно и спереди, и сзади. В спортивном варианте подготовки автомобиля впереди устанавливаются две лебедки разного принципа действия. Если лебедкой предполагается пользоваться редко, возможен вариант установки лебедки на съемной площадке. Помимо быстрого демонтажа такую лебедку можно переставлять с передней на заднюю часть автомобиля и обратно.
Электрика.
Дополнительная светотехника и электрическая лебедка требуют установки дополнительного аккумулятора (желательно глеевого) и более мощного, либо дополнительного генератора.
Так же делается гидроизоляция электропроводки и (при низкой компоновке) перенос электрических блоков управления максимально вверх.
Воздухозабор.
Во избежание попадания воды в цилиндры работающего двигателя и, как следствие, гидроудара воздухозабор двигателя выводится на уровень крыши автомобиля. Труба воздухозаборника называется шноркель по имени наиболее известного производителя – Safary Snorkel. Воздухозаборники делаются из твердого пластика либо металла.
Автономные подогреватели.
Зима в России холодная, а значит нужно принять меры для того, чтобы машина исправно заводилась и в ней было тепло. Для этого на автомобиль устанавливаются два вида автономных обогревательных систем, работающих на топливе автомобиля и питающихся непосредственно из топливного бака. Это печка салона и предпусковой подогреватель двигателя.